Золото – ладан - смирна E-mail

      Зороастризму, в основе которого лежит представление о приходе Спасителя в конце времен, свойственны эсхатологические настроения. Основатель религии пророк Заратуштра оставил пророчество, о том, что Спаситель родится от девы и знамением к тому будет появление на небе необычной кометы в виде венца. Зороастрийские маги долго ждали исполнения пророчества, передавая слова пророка из поколения в поколение, и когда на небе воссияла комета, впоследствии получившая название Вифлеемской звезды, отправили в Иудею посольство с дарами Божественному младенцу.

Image     Евангелие от Матфея повествует о трех волхвах, пришедших с востока поклониться младенцу Иисусу, как свидетельство, что зороастрийцы первыми узнали о рождении Иисуса и признали в нем долгожданного Спасителя: «И се, звезда, которую видели они (мудрецы с Востока, волхвы) на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф.2:9-11).

Каким мотивом руководствовались волхвы, принеся такие подарки? Что символизируют в Библии золото, ладан и смирна, принесенные волхвами новорождённому Иисусу?

Золото. Для израильтян Бог дает указания многие части скинии и храма, утварь, священные сосуды, сделать из этого драгоценного металла или обложить им (Исх.36:34-38, 3Цар 7:48-50). И это все для усиления Божественного Присутствия (Шхины) среди израильтян. До тех пор, пока нет определенной порции золота в храме, народ не может получить Божьей благодати, как для проживания, так и для духовного совершенствования. При этом, израильтяне, кто больше, кто меньше всегда имели золотые изделия на себе, в личной собственности. А Бог израильтян, не иной, и тот же самый Бог и для зороастрийцев: «Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!» (Ис.44:28), - Кир в те времена был персидским царем. Значит и зороастрийцы имели такие же знания, как и израильтяне, только, несколько раньше, и в частности относительно золота. Один из основных принципов зороастризма - принцип золотой середины. Задачей человека является осознание этой золотой середины и следование ей во всех своих делах. Следовательно, первый признак, который олицетворяло золото - золотая середина в деяниях человека. Но человек не может сделать много доброго, не получая Божественной благодати (энергий), золото в таких случаях исполняет роль магнита.

      Потому и подарили младенцу Иисусу золото, дабы оно помогало возрастать духовно, притягивая к нему Божественные энергии.

Ладан. Буквально это пахучая смола, душистый древесный сок, который отвердевает на воздухе и собирается с некоторых ароматических деревьев. Зёрна ладана, будучи положены на тлеющий уголёк, наполняют помещение чудесным неповторимым ароматом. Ладан - это фимиам, символизирующий чистую молитву сердца, «благоухание, приятное Господу», а также духовный аромат благодати Божьей. «Да будет молитва моя, как фимиам, пред лицем Твоим», - провозглашает псалмопевец Давид (Пс.140).

«И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога», - читаем в Апокалипсисе (Откр.8:4).

Ладан был принесен Иисусу как первенцу из мертвых во грехах своих, как ставшему первым Сыном Божьим среди сыновей человеческих, как первому Священнику, о чем свидетельствует апостол Павел: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божьего»

Ему же, Иисусу как первенцу следовало сделать и других сынов человеческих священниками: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр.5.9-10).

Смирна, а точнее миро (смирна входит в состав), благовонный бальзам, опять же, через Бога известный израильтянам, но не для натирания тела покойника, готовя его к погребению. А для чего же?

В двух Евангелиях как бы есть слова Иисуса о том, женщина помазав его миро, как бы приготовила к погребению: «приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову....12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф.26: 7,12) и: «И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. 8Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению» (Мрк.14: 3,8).

Однако Иисус не мог говорить: «предварила помазать тело Мое к погребению» по следующим причинам:

Во-первых, в четырех Евангелиях говорится, что миро было вылито на части тела Иисуса, а не все тело было помазано.

 

В-третьих, в двух других Евангелиях, у Иоанна и Луки ничего не говорится о «приготовлении к погребению». Так: «Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими» (Ин.11: 2)

Во-вторых, не было такой традиции в Израиле, чтобы живого человека готовить к погребению.

В-третьих: «по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать» (Мрк.11:1), как видно, три женщины намерены были помазать уже умершее тело Иисуса обычными ароматами, а не миро, и ни даже смирной.

В-четвертых, Сам Бог определил израильтянам духовное назначение миро: «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего» (Исх.30:23-32). Таким образом, миро служило для освящения сосудов скинии и для посвящения на служение Аарона и его потомков, а позже и для помазания израильских царей и пророков. Однако, как например свидетельствует Первая книга царств: «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму» (1Цар.16: 13), якобы для помазания используется «елей», который в настоящее время относят к «оливковому маслу». Ввиду того, что в Библии нет свидетельств о замене Богом «миро» на «елей» при помазании, «елей» - это и есть миро. Иисус пришел не нарушить закон, но исполнить его, следовательно он знал предназначение миро. Поскольку Бог один, и для израильтян и для зороастрийцев, то, последние, наверняка знали о предназначении миро. Евангелие не сообщает, помазали ли волхвы Иисуса как будущего царя на небесах и как первосвященника на небесах, но миро ему подарили, наверняка как будущему царю небесному и первосвященнику небесному.

В-пятых, апостол Павел говорит: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр.1:9), то есть «елеем радости», но «елеем погребения» - выше показано тождество «елея» и «миро».

Таким образом, миро был преподнесен Иисусу как символ радости становления Царем небесным, Первосвященником на небесах, поскольку, становления из сына человеческого, Сыном Божьим.

 
try7